Число изучающих английский язык продолжает расти в мире и регион Центральной Азии не является искючением. Сегодня перед казахстанскими учителями, как перед профессионалами, стоит задача продемонстрировать высокий уровень квалификации и экспертных знаний.

Конференция CATEC (Центрально-Азиатская конференция для учителей английского языка) существует уже больше 10 лет назад. Спонсором и главным организатором является региональный офис программ английского языка по Центральной Азии при Посольстве США в Казахстане. Конференция ежегодно проводится в разных странах региона. Вот уже два года подряд мероприятие принимает Алматы, каждый раз собирая больше ста активных учителей английского языка со всей Центральной Азии. CATEC — шанс для налаживания сотрудничества профессионалов в области преподавания из Центральной Азии и США. Казахстанские учителя вместе с коллегами из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Туркменистана получают возможность поделиться своими разработками и трендами преподавания английского языка.

Конференция знакомит преподавателей с инновационными методиками, интерактивными способами изучения языка, которые превращают студентов из пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса. Например, всемирно известный литературный проект доктора Майкла Битца «Комиксы» вовлекает молодых людей в процесс планирования, написания и публикации оригинальных комиксов. Начиная с 2001 года более 250 тысяч учеников получили возможность изучить английский этим захватывающим способом, который, кроме того, помогает развивать как лидерские, так и нравственные качества. Основная отличительная черта в подходе к учебе с помощью комиксов — способность метода увлечь ученика, сделав активным участником процесса , что часто отсутствует в других методиках обучения, где ученик  является лишь получателем информации.

Во время конференции учителя из Центральной Азии смогли познакомится с инновационными способами преподавания и получить советы от специалиста по обучению английскому языку Государственного Департамента США, доктора в области социальных основ образования из университета Вирджинии Розы Аронсон. В задачи доктора Аронсон входит разработка методик, следуя которым, преподаватели английского языка в Центральной Азии могут отточить свои навыки и при этом развить лидерские способности. Г-жа Аронсон встречалась с казахстанскими учителями и отметила, что многие из них билингвы, уже свободно владеют двумя языками, русским и казахским, знают, что такое язык и как развивать языковые навыки. Она также считает, что отечественным преподавателям не хватает общения, межличностного профессионального взаимодействия и что им надо чаще выходить за пределы своего класса, встречаться и объединяться, чтобы делиться с коллегами сложностями и вызовами.

Специально для портала «Образование будущего» она дала несколько рекомендаций, которые помогут сделать преподавание языка более эффективным.

Пять советов от Розы Аронсон:

«Я не занимаюсь преподавательской деятельностью. Однако, будучи бывшим исполнительным директором Международной ассоциации TESOL, я могу подробно остановиться на методологии, которую организация продвигает как образцовую:

1 Учителя должны знать своих учеников, их социальное положение и образование, интересы, предварительное владение языками и мотивацию. Тогда учитель может использовать эту информацию для создания оптимальных условий занятий и разработать уроки, которые могут мотивировать учеников и соответствовать их интересам и квалификации.

2 Учителя должны чувствовать, что ученики ощущают себя комфортно в общении на английском языке, хотя у них может не быть идеальной языковой структуры или словарного запаса. Мы опираемся на практику языка, ведь только через практику мы можем улучшить наши знания. Учителя могут оптимизировать условия обучения, опираясь на интересы своих учеников, чтобы все чувствовали себя комфортно и создавать среду, привлекательную и благоприятную для обучения.

3 Учителя должны планировать высококачественные, сложные уроки английского языка, при этом не отпугивая учеников сложностью. Одна из самых больших проблем для учителей состоит в том, чтобы дифференцировать обучение в соответствии с различными уровнями владения языком у учеников. Требуется планирование действий, отвечающих целям обучения и имеющих отношение к жизни и интересам учеников. Качественный урок должен побуждать к приобретению новых знаний, творческому подходу и развитию навыков критического мышления.

4 Учителя должны быть готовы адаптировать свои занятия в соответствии с тем, как их ученики реагируют на урок. Нужна проверка того, как учащиеся поняли урок, и после нее соответствующая адаптация урока, которая и будет лучшей практикой в ​​преподавании языка.

5 Учителя должны отслеживать и оценивать успеваемость своих учеников и давать рекомендации и отзывы.

Все эти навыки бросают вызов новым учителям, поэтому они должны как можно больше сотрудничать с коллегами. Международная ассоциация TESOL недавно опубликовала «6 принципов образцового обучения для изучающих английский язык», в которых изложены эти лучшие практики.

-Г-жа Аронсон, что значит стать лидером в преподавании английского языка?

-Учителя часто являются лидерами в своих классах. Как лидеры, учителя направляют, вдохновляют и защищают своих учеников. Чтобы быть лидером в преподавании английского языка, они должны заниматься своей профессией, сотрудничать с другими учителями, участвовать в программах профессионального развития, помогать планировать и организовывать  конференции, наставлять новых учителей, размышлять о своей практике и нести ответственность за профессию преподавателя английского языка. Профсоюзные организации или ассоциации учителей английского языка создают благодатную почву для лидерства учителей.

-В чем состоит суть инноваций в методиках преподавания английского языка? Насколько они поменялись в последнее время?

-Если сравнивать время, когда я учила английский, с тем, как он преподается сейчас, то произошло много изменений. Я бы выделила то, что сейчас акцент ставится на развитии разговорных навыков. В первую очередь изучающим язык преподают навыки говорения, вербальной коммуникации — меньше письма и чтения. Это связано с глобальными трендами в экономике и политике. В начальной и средней школе базовое обучение строиться теперь на том, чтобы дать ученикам возможность быстрее заговорить. Но при дальнейшем обучении в ВУЗе, уже в зависимости от специальности, которую выбирает студент, можно конкретизировать свою подготовку. Если человек хочет реализовать себя в научной сфере, то здесь очень важно уметь писать и читать и ему надо больше развивать эти навыки. В дипломатии и политике больше востребованы коммуникативные навыки.

-Как влияют новые технологии на преподавание? Учитель, как профессия, может исчезнуть в будущем?

-В связи с ростом технологий, сейчас много говорится о том, что заменить учителей смогут, например, смартфоны. Но учитель – это профессия, задача которой заключается не только в том, чтобы давать информацию. Он помогает расти ученику как личности. Учит его справляться с разными жизненными ситуациями, сопереживая ему. Я не думаю, что машина сможет заменить человека в этом смысле. Могу проиллюстрировать примером из личной истории. Так получилось, что в возрасте с 10 до 15 лет у меня не было дома, и я жила в отеле с родителями. Если бы не забота моей учительницы, меня, возможно, здесь бы не было. Для меня это подтверждение тому, почему технологии не могут заменить человеческое участие.

Помочь ученику

Одна из участниц конференции поделилась своим мнением, что же является важным в изучении языка, и что лучше всего способствует улучшению знаний студентов:

«Меня зовут Маххабат Байтемирова, я из маленького провинциального городка Павлодар, который расположен на северо-востоке Казахстана. Работаю преподавателем английского языка уже 14 лет. За эти годы познакомилась и работала с людьми разных поколении и профессии, начиная с 4-х летнего и заканчивая пенсионным возрастом. Мои ученики отличаются не только возрастом, но и сферой своей деятельности — это будущие учителя, причем разных профессий, юристы, врачи, инженера, строители, стюардессы, продавцы, агрономы, библиотекари и многие, многие другие, даже флористы. Что касается инновационных методик преподавания иностранного языка, я использую все, но самое главное, на мой взгляд — это подход, подход к каждому своему ученику и создание естественной атмосферы. БУДЬТЕ НАСТОЯЩИМИ с людьми. Если используется игра — играйте, песня — пойте, дискуссия — обсуждайте, потому что, может быть, для всего мира, вы всего лишь учитель, но для каждого своего ученика вы — герой (фраза, услышанная на конференции CATEC 2019, г. Алматы, Казахстан), который всегда придет на помощь, ведь основная задача преподавателя, по моему мнению, это помочь своему ученику».