-Габит Тулеутаевич, что можно сказать о результатах реформирования системы образования РК, в частности, консерватории, и более детально - органного класса?
- Изначально я живо интересовался вопросами реформирования и многие его идеи мне казались здравыми. Оно давало академическую свободу студентам, расширяла их права, допускала достаточно гибкую траекторию обучения и предусматривала целый ряд академических свобод и прочие дивиденды. В то же время я высказывал опасения, что некоторые мои коллеги в результате кардинального изменения принципов обучения, могут остаться без работы.
Как показало время, полноценной реформы не произошло, а половинчатость привела к созданию целого ряда неразрешимых противоречий.
Сейчас нельзя сказать, что в реформе все было однозначно плохо, но ее результаты пока оптимизма не внушают. Сократился срок обучения, изменился статус вуза, вместо пятилетнего обучения и аспирантуры теперь функционируют бакалавриат и магистратура. Четыре года бакалавриата для студента, готовящегося стать профессиональным музыкантом, явно недостаточно.
Содержание учебной программы во многих аспектах бессистемно и хаотично, при внешнем формальном соответствии принятым нормам и требованиям. У студентов не хватает времени заниматься специальными дисциплинами, необходимыми в будущей профессиональной деятельности. Им стало не интересно учиться. Много часов уделяется не профильным, но обязательным для изучения предметам. На мой взгляд, многие из них, в попытке соответствовать некому тренду, «высосаны» из пальца. Учащиеся не могут позволить себе их пропускать, так как это отразится на их учебной статистике, что чревато определёнными последствиями. Они вынуждены посещать эти занятия. В то время как профильные музыкальные предметы имеют существенные ограничения в часах.
Мы провозглашаем, что наши студенты должны быть адаптированы к меняющимся условиям в социуме. Но, если человек хочет стать кем-то ещё, то после консерватории он имеет право продолжить обучение в другом учебном заведении, по другим направлениям. Нельзя из музыканта за четыре года сделать еще и юриста или экономиста. Надо концентрировать усилия на чем-то одном, все энергетические и временные ресурсы направлять сфокусировано. Предметы должны преподаваться с учетом специфики музыкального образования. Консерваторское образование - дорогое, поскольку подразумевает значительное количество часов на индивидуальные занятия, и уменьшение их объёма крайне негативно отражается на уровне подготовки выпускников.
Одним из негативных следствий неоднозначных реформ является и то, что специализации «органное исполнительство» официально больше не существует - оно перешло в разряд дисциплин по выбору. А учитывая достаточно высокую степень прагматизма нынешних студентов, если они знают, что данная специализация не будет отражена в дипломе, то, соответственно, обучение ей становится для них менее привлекательным.