Cоветское, американское, французское, российское кино о том, что значит учиться и учить. Процесс становления человека, воспитание любви, прививка гуманизма… Формирование культуры человеческих отношений, смыслов и ценностей , все то, что можно назвать «Образованием» с большой буквы.

«Большая перемена»

Советский четырёхсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1972—1973 годах режиссёром Алексеем Кореневым по мотивам повести Георгия Садовникова «Иду к людям» (в последние годы издаётся под названием «Большая перемена»). Премьера фильма на ТВ состоялась 29 апреля 1973 года.

Эта смешная и трогательная история о взрослых школьниках и их неопытном учителе завоевала всенародную любовь, а для современных зрителей стала «окном» в светлую идеалистическую юность 1970-х годов. Нестор Петрович Северов, не поступив в аспирантуру, становится классным руководителем выпускного класса вечерней школы. Подопечные работают на заводах, растят детей и создают семьи. Молодой учитель следует принципу: «Учёба прежде всего». Но, со временем, он вникает в проблемы взрослых учеников и сам пытается определиться в отношениях с одной из учениц. Оказалось, что преподавать школьные дисциплины очень разным взрослым людям, большинство из которых старше самого преподавателя, не так-то просто, особенно если некоторые из них не хотят учиться…

«Доживем до понедельника»

Фильм был снят режиссером Станиславом Ростоцким в 1967 году. Премьерный показ состоялся 2 июля 1968 года, в кинотеатре «Мир». Герои фильма – обыкновенные люди: ученики и учителя, их близкие. Прошло уже почти пятьдесят лет после выхода этого фильма. Школа изменилась, она стала другой. Но это не мешает сейчас, как и раньше, сопереживать героям, продолжать ощущать себя их сверстником. Хотя фильм и художественный, он снимался в реальной московской средней школе №234 в Северном Медведкове, в массовке фильма заняты ученики этой школы.

Кино поднимает вопросы, которые продолжают волновать современное поколение школьников и учителей: легко ли быть подростком? Как найти взаимопонимание среди одноклассников? Первая любовь: счастье или переживание? Фильм снят в созерцательной манере и сосредоточен на отражении внутреннего мира каждого героя.

Интересно, что главная мысль картины укладывается в современную образовательную идеологию, звучащую из уст инициаторов отечественных реформ — поиск счастья. Фраза из сочинения девятиклассника «Счастье – это когда тебя понимают» благодаря картине «Доживем до понедельника» стала крылатой.

«Опасная профессия»

Французское название Le plus beau métier du monde (буквальный, оригинальный перевод – «Самая красивая профессия в мире») — французский фильм режиссера Жерара Лозье, выпущенный в 1996 году. Трогательная драма о нелёгком труде учителя. Главную роль преподавателя колледжа сыграл знаменитый французский актер Жерар Депардье.

Лоран Монье, доцент истории престижной средней школы «Фенелона» в Анси, разводится с женой и меняет место жительства. Он оказывается в колледже Сержа Гейнсбурга в Сен-Дени, определяемом как «ощутимое» учреждение, и попадает в самый недисциплинированный и распущенный класс. Выделенная ему квартира находится в городе Малберри, который считается самым депрессивным районом…

В фильме с трагикомической точки зрения рассматриваются две актуальные проблемы: развод и «проблема пригородов», образование в депрессивных городских окраинах: трудные ученики, тяжелый труд учителей, рэкет, повседневное насилие, бедность и образование.

«Общество мертвых поэтов»

Американский фильм режиссера Питера Уира, снятый в 1989 году. В главных ролях Робин Уильямс и Роберт Шон Леонард.

Действия картины разворачиваются в вымышленной американской академии, расположенной в городе Велтон, что в штате Вермонт. У местных учеников большие перспективы на будущее, ведь каждый из них сможет после окончания поступить в университет, и в будущем стать успешным человеком. Вот только сами ученики не в восторге от академии, потому что учеба там скучна и однообразна. Однако все меняется кардинальным образом с появлением нового учителя английского языка и литературы – мистера Китинга. Его методы кардинальным образом отличаются от методов обучения других учителей, и ему удается поменять отношение к жизни своих учеников, благодаря пробуждению в них интереса к литературе, и в частности поэзии.

Нового преподавателя английской словесности от чопорной массы учителей в консервативном американском колледже выгодно отличают легкость общения, эксцентричное поведение и пренебрежение к программе обучения. Однажды он посвящает своих подопечных в тайну «Общества мёртвых поэтов». С этого момента каждый из учеников старается обрести свой собственный голос в безликом хоре, взглянуть на окружающий мир, высоко подпрыгнув над серой школьной оградой. «Общество мертвых поэтов» — идеалистический фильм, и сейчас, смотря его, трудно не почувствовать волну любви к уже покойному Робину Уильямсу, когда он читает своим ученикам строки:

Собирайте бутоны роз, пока можете,

Старое время все еще летит,

Цветок улыбается сегодня:

Завтра умру.

«Усатый нянь»

Советский художественный фильм 1977 года, первая полнометражная работа режиссёра Владимира Грамматикова. Вчерашний школьник Кеша никак не может выбрать себе профессию по душе и надолго не задерживается ни на одной работе, никак не желая взрослеть. Его проблему решает общественность, определившая Иннокентия на работу в детский сад, где он становится объектом смелого эксперимента. Расстаться с детством ему помогут дети…

В основу образа героя лег реальный прототип. Название фильма взято из 4-й главы поэмы Маяковского «Хорошо» («Её утешает усатая няня, видавшая виды…»), в которой поэт пародирует Пушкина (разговор Татьяны с няней).

«Звездочки на земле»

Фильм снят в Индии, в 2007 году, автор сценария Амоле Гупте, режиссер Аамир Хан.

«Там, снаружи простирается беспощадный, бездушный мир. И в этом безумном мире каждому хочется взрастить себе преуспевающее потомство…Пятерки с минусом, пятерки, пятерки с плюсом… Все остальное считается как минимум, провалом, верно? Боже… да вы только вдумайтесь! У каждого ребенка свои способности, свои желания, свои мечты! Но нет, каждый палец надо вытягивать до указательного! Вытягивать до тех пор, пока он не сломается!»

Мир маленького Ишана наполнен прекрасными волшебными красками, но его никто, кроме Ишана, не видит. Маленький мальчик 8 лет Ишан Авасти с рождения немного отличается от других детей. Ему дается с трудом то, что у других получается очень легко. Мир не понимает этого ребенка, как и его собственные родители. Когда Ишан в третий раз проваливает экзамены в школе, его отец в наказание отправляет мальчика в школу-интернат. Одиночество губит ребенка, он осуждает себя за расставание с родителями, но и их не может простить. Однажды в жизни Ишана появляется временный учитель рисования Рам Никум — единственный, кто понимает этого ребенка. Рам ставит перед собой цель изменить жизнь мальчика и отношение к нему.

«Школа»

Российский телесериал 2010 года, режиссёрами которого являются Валерия Гай Германика, Руслан Маликов и Наталия Мещанинова. Сюжет рассказывает о нескольких месяцах жизни и учёбы учеников девятого класса московской школы. Сериал вызвал общественный резонанс, неоднозначную реакцию в обществе, а также критику со стороны ряда общественных, политических и религиозных деятелей. Накануне Валерия Гай Германика получила известность благодаря фильму 2008 года «Все умрут, а я останусь», посвященному отношениям подростков московской средней школы, которая удостоилась специального приза Каннского кинофестиваля.

9 «А» был образцовым классом, пока их классным руководителем был Носов Анатолий Германович — сильный и опытный учитель, признанный в 2009 году Учителем года. После его внезапной болезни, 9-А остается без крепкой руки. Рушится миф об образцовом классе, трещит по швам дисциплина. Внучка Носова, Аня Носова, оказывается едва ли не самым трудным подростком школы. А новый ученик Илья Епифанов провоцирует ситуации, в которых ученики проявляют себя с неожиданных сторон, ставя с ног на голову привычное представление о них как одноклассников, так и учителей. Никто из педагогов не хочет браться за класс, который из образцового стал самым трудным.

«В доме»

Картина 2012 года известного французского режиссера Франсуа Озона.

Без натуги и дидактики Франсуа Озон поднимает нравственные проблемы, размышляя об отношениях учителя и ученика, о взаимосвязи воображения и реальности, нарратива и императива.

Фильм — настольное пособие не только для литераторов, но и, конечно, для сценаристов, режиссеров и их продюсеров. Озон не экранизирует текст, напротив, переводит кино на язык романа. Прежде всего — это фильм для тех, кто любит читать. Как написано в титрах, фильм снят по пьесе Хуана Майорга «Мальчик с последней парты». Франсуа Озону удалось не только решить средствами кино сформулированную драматургом задачу, но и превратить фильм в повествование, а зрителя — в читателя.

Кажется, фильм начинается самым обычным образом: учитель Жермен (Фабрис Лукини), проверяя сочинения своих учеников на тему «Как я провел выходные», возмущается ограниченностью их словарного запаса и отсутствием фантазии у поедающего пиццу нового поколения варваров, как вдруг наталкивается на выделяющийся из общего ряда рассказ Клода Гарсии (Эрнст Умоер), который очаровывает также и его жену — куратора галереи современного искусства, похожей на секс-шоп, Жанну (Кристин Скотт-Томас) развитостью речи, наблюдательностью и какой-то скрытой изюминкой. В сочинении Клод описывает свое знакомство с семьей среднего класса одноклассника Рафы и дает каждому из ее членов меткую характеристику. Жермен жаждет познакомиться с талантливым учеником ближе, оставляя мальчика после урока. Подросток интригует учителя, решившегося быть его советчиком и наставником в написании истории. Затем Жермен и Жанна становятся не только читателями и соавторами, но и героями сочинения. В какой-то момент зритель начинает ощущать смещение уровней воображаемого и реального, незримую подмену, разглядеть которую по мере увлеченного чтения с продолжением все труднее.

«Географ глобус пропил»

Российский кинофильм 2013 года режиссёра Александра Велединского, снятый по одноимённому роману Алексея Иванова. Фильм претендовал на премию «Золотой орёл» в шести номинациях, в том числе как лучший российский фильм года, и в итоге победил в трёх номинациях: лучшая режиссура, лучшая мужская роль и лучшая женская роль. Получил премию «Ника» за лучший фильм года и ещё четыре премии: за лучшую режиссуру, за лучшую мужскую роль, за лучшую женскую роль и за лучшую музыку. Главную роль, учителя географии, сыграл Константин Хабенский. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу…

Писатель и журналист Дмитрий Быков, охарактеризовавший «Географа…» как «важнейшее христианское высказывание последних лет», писал: «„Географа“ много хвалят и будут хвалить, и это как раз не радует, потому что фильм-то не про добрых и простых людей, и сила его не в том, что о быте русского интеллигента в провинции впервые за много лет рассказали умно, профессионально и смешно. Велединский снимает картину — по форме комедийную, по сути глубоко трагическую — на стыке жанров: „Доживём до понедельника“ встречается тут с тем понедельником, который начинается в субботу».

Этот фильм нужно всем посмотреть и взрослым детям, и их родителям, и учителям.

«Уроки гармонии»

Казахское название «Асланның сабақтары» — букв. «Уроки Аслана», казахстанский фильм режиссёра Эмира Байгазина, вышедший на экраны в 2013 году. Премьера фильма состоялась на 63-м Берлинале и получила приз за операторскую работу. «Уроки» интересны не только социальной проблематикой, но и своими художественными достоинствами. Победитель «Берлинале» оператор Азиз Джамбакиев во время вручения премии отметил, что этот приз — признание заслуг всей съемочной группы. «Просто красивость мало кого заинтересует, всех интересует контекст, сюжет. Хирургическая чистота, белые стены и черно-белые портреты на них, одежда школьников — достижение режиссера, художников и оператора. Логично, что приз дали оператору. Убийств в фильме фактически не показывают. Шокируют не сцены убийства, а контраст между изображением и действием», — считает казахстанский киновед Гульнара Абикеева.

По сути, история интерната, рассказанная в фильме, это миниатюрная проекция модели отношений, царящих в современном обществе.