Зарина Джумагулова — руководитель Центра детской безопасности «Ангел», автор курсов «Антибуллинг, «Личная безопасность PRO», партнер и представитель московской Школы безопасности «Стоп-Угроза», эксперт по детской безопасности.

Удивительно, почему люди думают, что знания и навыки в работе, например, нужно апгрейдить, а в воспитании нет. В воспитании безопасного поведения у детей, если конкретнее.
Люди – это мы с вами. «Я учу своего ребенка!» — говорит мама, имея в виду правила безопасности: не уходи со двора, не подходи и не разговаривай с незнакомыми людьми, тебя обижают – дай сдачи, учитель всегда прав.
«Мы учим детей правилам безопасности!» — рапортуют школы и другие учреждения, имея в виду распространение информации в виде брошюр, видеороликов, тематических уроков.
В итоге: «Я не знаю, как сделать так, чтобы меня не украли…» — признается ребенок 8 лет. «А я знаю, надо хорошенько дать по я..цам!» — выстреливает другой ребенок.
Что дальше? Все просто – ценные указания даны? Правила оговорены. Галочки проставлены. Зачет.
Ах да, еще есть старый добрый оберег: «С моим ребенком это не случится» или вот такой: «Если не думать о плохом, то оно не произойдет» Все? Вроде бы да. Можно отпускать.
Тут ведь как,
направо пойдешь – в беду попадешь
налево пойдешь – проблемы найдешь
прямо пойдешь – домой быстрее придешь
В завершение не забываем про секретный ингредиент: чуть-чуть припугнуть, по вкусу.

Ну, и «вишенкой на торте» — перекрестить в спину и шепнуть «бисмилля». Ребенок к самостоятельному передвижению готов! Защита от педофилов, гопников, мошенников и буллеров в действии.
Что тут скажешь…21 век, 2-3 поколения сменилось между нами и детьми, время сжалось в тугой комок, технический прогресс летит со скоростью пули, а мы еще пребываем в своем детстве…Нас так учили и ничего – выросли!
Не буду распылять тут про то, насколько мы отличаемся от наших детей. И про грустную статистику не буду, сами все понимаете. Если без воды, только сок, тогда по пунктам.

Детей нужно 1) вдохновлять. Без нудятины, без сложноподчиненных предложений и без частицы НЕ. Попробуйте – вам понравится!

Вместо: ты не должен доверять каждому встречному, следовательно не подходи, не слушай, не бери ничего.

Пробуем так. Ты можешь сказать: «Я спешу! Меня папа ждет!» И бегом туда, где много людей.

У тебя есть личные границы! Сохранять и защищать их помогает слово: НЕТ. Ты в праве сказать учителю: «Не кричите, пожалуйста!» Ты можешь сказать однокласснику, что с тобой так нельзя обращаться.

С детьми нужно 2) играть. С малышами особенно активно, с теми, кто постарше – фантазировать и мысленно создавать сюжеты. Игры бывают на ловкость, на внимание, на наблюдательность, на быстроту, смекалку – в ход может идти все!

Например, пресловутые «Щекотки» — в чем плюсы? Телесный контакт, доверие к самому близкому взрослому, сопряженное с эмоциями веселья и радости. А также тренировка слова: НЕТ.

«Хочешь я тебя защекочу?» Если услышали «Нет!» Тут же прекращаем. Уважение личных границ, ощущение безопасности и контроля над ситуацией формирует у ребенка уверенность в своих силах.

Тренировка громкого голоса, а этот навык тоже относится к разряду жизненно важных, в игровом формате может выглядеть по-разному. Находясь на природе, где никого нет, или наоборот, на стадионе, где ваш крик сольется с общим хором голосов, попробуйте покричать вместе – кто громче? Кукареку! Ябадабаду! Не важно что, главное – громко.

Еще одну игру я подсмотрела у ребят из Подростковой инклюзивной команды (ПИК), к которой год назад присоединились мои оба сына. Они как-то раз пошли все вместе в зоопарк и придумали игру: кто больше «соберет» у прохожих хлопков «Дай пять!» Как вам такая затея?

Должна заметить, что больше половины детей сейчас ужасно стеснительны. Подойти к прохожему, спросить хотя бы который час – для многих непосильная задача. И снова я о навыках, которые являются ключевыми в вопросах личной безопасности ребенка. Что, если ему или ей понадобиться помощь: позвонить родителям, защититься от преследователя?

Детям нужна 3) поддержка родителей. Я все чаще наблюдаю перекосы в этом вопросе как среди мам, так и среди отцов. Либо это позиция «сам разберется, не маленький», «меня тоже никто не учил/не сюсюкался», либо позиция «яжмать» «яжотец». Когда ребенок это только повод. Думаю, учителя меня поддержат, что грамотно решать конфликты в школе мало кто умеет. Включая самих учителей, если честно. Поддержка родителей в этом вопросе важна в форме доверия, активного слушания, готовности прийти на помощь. «Готовность» не равно «неконтролируемое стремление».

Если какая-то необычная ситуация произошла не в школе, а во дворе, к примеру. Ребенку важно знать, что можно рассказать родителям без последствий. Ребенок должен быть уверен, что ему не прилетит за его откровенность. «Я ценю твою честность…», «Спасибо, что поделился…», «Уважаю твой выбор…», «Давай я тебя выслушаю…» Говорите ли вы детям такие слова?

Формирование доверительных отношений долгий ежедневный процесс, это ваша связь с ребенком и защита от любых неприятностей. Всему остальному можно обучить быстро и эффективно, но только не этому. Кстати, скоро будет представлен вашему вниманию онлайн курс для родителей «Про безопасность», там можно будет по-взаимодействовать на эту и другие интересные детско-родительские темы. А еще я приготовила для вас семейный квест – для укрепления внутрисемейных отношений и связей. Для меня очень важно, чтобы как можно больше людей уделяли внимание вопросам безопасности. Поделитесь с хорошими людьми этой темой! Будем на связи))

Чуть не забыла спросить, а как вам идея с семейным квестом в крупном торговом центре? На тему безопасности, конечно. Хотите поучаствовать?